Пояснительная записка к учебному плану 1. Основные положения Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области», является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384); Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3//2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 41 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г.№966 «О лицензировании образовательной деятельности» Устав МБДОУ "Детский сад п. Каменский Красноармейского района Саратовской области". Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области»,реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования»От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. При составлении учебного плана МБДОУ ориентировалось на стратегии и тактики образования, сформулированные в национальной доктрине образования РФ, учитывались социально – экономические, научно – культурные особенности саратовской области, мнения участников образовательного процесса – педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей) и органов государственно – общественного управления. Основными задачами плана непосредственной образовательной деятельности являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки 2.Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию воспитательно – образовательного процесса в ДОУ 3. Обеспечение единства всех уровней (федерального, регионального и МБДОУ) 2. Содержание образовательной деятельности Учебный план является обязательной частью образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад п. Каменский». Структура учебного плана содержит 2 части: обязательную часть (инвариантная), часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативная). В учебном плане МБДОУ «Детский сад п. Каменский» устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений: - обязательная часть - не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования; - часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования. Инвариантная часть учебного плана МБДОУ «Детский сад п. Каменский» представлена общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вариативная часть учебного плана МБДОУ «Детский сад п. Каменский» представлена методическими пособиями, реализуемыми в ДОУ. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей. В учебный план включены пять образовательных областей в соответствие с ФГОС ДО, обеспечивающие социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие воспитанников. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Реализуются в режимных моментах. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие является приоритетным направлением работы учреждения, связанное с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 3. Организация образовательного процесса Максимально допустимый объем недельной непрерывной образовательной деятельности соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3//2.4.3590-20 Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности: для детей 3-го жизни - не более 8-10 минут, для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования - соблюдение минимального количества обязательной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Учебный план МБДОУ «Детский сад п. Каменский» на 2021-2022 учебный год ОРАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инвариантная часть Образовательные Базовый вид деятельности области Физическое развитие Познавательное развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на проулке Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни ФЭМП Предметное окружение. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы. Экологическое воспитание (чередуются) Познавательноисследовательская деятельность, дидактические игры, проектная деятельность Развитие речи Приобщение к художественной литературе Периодичность Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. группа 2 2 2 2 1 1 1 1 Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей 1 1 1 2 1 1 2 2 Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей 1 1 2 2 Речевое развитие Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых Продуктивная Рисование 1 1 2 2 Художественнодеятельность эстетическое Лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 развитие Аппликация 0,5 0,5 0,5 0,5 Музыка 2 2 2 2 Игровая деятельность Интегрируется в разные виды Социальносовместной деятельности детей и коммуникативное взрослых развитие Трудовая деятельность Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых Общая нагрузка организованной образовательной деятельности в возрастных группах Объем ООД (количество) в неделю 10 10 13 15 Объем ООД (минут) в неделю 150 мин 200 мин 325 мин 450 мин Объем ООД (общее количество времени) в 2 ч. 3 ч. 5 ч. 7 ч. неделю 30 мин 20 мин 25 мин 50 мин Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная часть) Методические пособия Реализуются в разных видах совместной деятельности детей и взрослых