Рабочая программа музыкального руководителя

Содержание.
I раздел ЦЕЛЕВОЙ……………………………………………………………………………………..3
.Пояснительная записка…………………………………………………………………………..4
1.1 Целевые ориентиры образовательного процесса………………………………………..5
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников…………………………………………………………………..5
1.3 Система оценки результатов освоения Программы…………………………………….6
II Раздел СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ……………………………………………………..7
2.1 Проектирование воспитательно - образовательного процесса по реализации образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие») 8.
2.2 Обязательная часть, реализуемая федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования…………………………………………………………9
2.2.1 Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………………………..10
2.2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить
реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное
развитие)………………………………………………………………………………………….11
2.2.3Календарно – перспективное планирование…………………………………………….14
2.2.4. Связь с другими образовательными областями………………………………………...223
2.2.5.Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей………..……………225
2.2.6 Культурно-досуговая деятельность………………………………………………………227
2.2.7 Работа с родителями по музыкальному воспитанию……………………………………229
2.2.8 Работа с воспитателями по музыкальному воспитанию……………………………….232 2.3
Образовательный процесс, формируемый участниками…………………………………234
III Раздел ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ…………………………………………….237
3.1.Программно-методический комплекс……………………………………………………..238
Приложение………………………………………………………………………240
Характеристика возрастных особенностей детей Диагностические материалы для определения
оценка результатов развития музыкальности детей

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет
внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального
образовательного процесса
Программа разработана в соответствии:
1. Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ - «Об образовании»;
2. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
3.Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 №
1155) дошкольного образования;
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»? утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
5. Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения
Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников является модифицированной и
составлена на основе:
-Проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе
ФГОС ДО, а так же использованы примерные программы:
-«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
«Синтез искусств в эстетическом воспитании» О. Куревиной
Цель рабочей программы: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в
различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Задачи:
1.формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
2.формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
3.обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья
детей. Вместе с тем, наряду с общеобразовательными музыкальными задачами, решаются и задачи
здоровьесберегающей направленности
4.Коррекция артикуляции, речевого дыхания, темпа и ритма речи, голосовых нарушений.
5.Развитие пальцевой и лицевой моторики, координации, пластичности, гибкости и других
физических качеств.
6.Коррекция неречевых нарушений: психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а
также процессов самоконтроля и саморегуляции.

1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса.
• Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития
каждого ребенка;
• Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников
любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; •
Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности образовательного процесса;
• Творческая организация образовательного процесса;
• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество
в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• Обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;
• Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной
образовательной организации в целом;
• Соблюдение принципа преемственности.
1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию
и развитию дошкольников.
В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых
ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания
в детском саду:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности
музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность
движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации; проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной
деятельности.

1.4. Система оценки результатов освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
подготовки детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и
специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики —
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

его

2) оптимизации работы с группой детей. Процедура отслеживания и оценки результатов развития
музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае)
числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и

2.Содержательный раздел.
2.1 Проектирование воспитательно - образовательного процесса по реализации образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)».

Организация учебного процесса регламентируется: учебным планом, годовым календарным
учебным графиком, расписанием непосредственной образовательной деятельности (далее НОД),
Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы.
Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. В соответствии с проектом
примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО,
а также с санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года.
Учебный план состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательного
процесса части. Обязательная часть полностью реализует федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования и включает НОД, позволяющая обеспечить
реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Сетка занятий:
Вторник
9.10.-9.25 музыкальное занятие ( младшая группа)
9.40.- 10.05 музыкальное занятие (средняя группа)
Среда
9.10. – 9.25. физкультурное занятие ( младшая группа)
9.40. – 10.05. физкультурное занятие (средняя группа)
11.00. – 11.20 подгрупповые занятия
Четверг
9.10.-9.25 музыкальное занятие ( младшая группа)
9.40.- 10.05 музыкальное занятие (средняя группа)
Пятница
9.10. – 9.25. физкультурное занятие ( младшая группа)
9.40. – 10.05. физкультурное занятие (средняя группа)

2.2Обязательная часть, реализуемая федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования
2.2.1 Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности
дошкольников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду
относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых(музыкального
руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни
ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность
детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно
образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:
Виды занятий.
1 . Индивидуальные музыкальные занятия
Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного
возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего
дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных
способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные
сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.
2. Подгрупповые музыкальные занятия
Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.
3. Фронтальные занятие Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность
также зависит от возрастных возможностей воспитанников.
4. Объединенные занятия
Организуются с детьми нескольких возрастных групп.
5.Типовое (или традиционное) музыкальное занятия
Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и
творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия
может варьироваться.
6. Доминантное занятие
Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на
развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма,
звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной
деятельности , но при одном условии – каждая из них направленна на совершенствование
доминирующей способности у ребенка).

7. Тематическое музыкальное занятие Определяется наличием конкретной темы, которая является
сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.
8. Комплексные музыкальные занятия Основываются на взаимодействии различных видов
искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять
разные
виды
художественной
деятельности
детей(музыкальную,
театрализованную,
художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных
видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

9. Интегрированные занятия Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения
(интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов
деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или
темы, какого – либо явления, образа.
Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста,
можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ.
Ведущая деятельность Современные формы и методы музыкальной деятельности
Предметная, предметно – манипулятивная 3 года
 Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;  Игры – эксперименты со
звуками и игры – путешествие в разнообразный мир звуков(немузыкальных и музыкальных)
 Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов,
любимых музыкальных игрушек и т.д.)
 Музыкально-игровые приемы(звукоподражание)
 Музыкальные и музыкально- литературные загадки  Музыкально –пальчиковые и музыкально
логоритмические игры.
 Музыкально-двигательные игры – импровизации
 Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

Игровая (сюжетно – ролевая игра) 3-4 лет
 Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня-игра)
 Музыкальные игры-фантазирования)
 Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
 Усложняющиеся игры-эксперименты и игры –путешествия
 Музыкально-дидактические игры

 Игры – этюды по мотивом музыкальных произведений
 Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
 Концерты – загадки
 Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности 4-5 лет

 Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
 Музыкально-дидактическая игра.
 Компьютерные музыкальные игры.
 Исследовательская (Опытная) деятельность.
 Проектная деятельность
 Театрализованная деятельность
 Хороводная игра
 Музыкально- игры импровизации
 Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
 Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
 Интегративная деятельность
 Клуб музыкальных интересов
 Коллекционирование ( в том числе впечатлений
)  Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

2.2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая
обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» (музыкальное развитие).
Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности.
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через
решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности; 
 приобщение к музыкальному искусству; 

 развитие музыкальности детей.

Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
 ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных
впечатлений;
развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; 
 развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их
выразительности;
формирование музыкального вкуса;
 развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «ПЕНИЕ»
 формирование у детей певческих умений и навыков;
 обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и
самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
 развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения,
звуков по высоте;
 длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
 развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим
ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее
яркими средствами
 музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
 развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
 совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
 становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность,
усидчивость;
развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

 развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на
детских музыкальных инструментах
развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно
поставленной задачи,
к поискам форм для воплощения своего замысла;
развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к
импровизации на инструментах.

Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений,
которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих
художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также
начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкальнодидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и
воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.
Игра или пляска.

3. Здоровьесберегающие компонеты включают в себя элементы, имеющие
оздоровительную направленность.
1. Общеразвивающие упражнения
2. Развитие певческого голоса, певческого дыхания.
3.Дыхательная гимнастика.
4.Простейшие приемы массажа
5. Гимнастика для глаз
6. Пальчиковые игры, массаж пальчиков.
Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет
профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный
настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу

или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя,
двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.

2. Музыкальные занятия.
Основные принципы обучения детей.
Принцип воспитывающего обучения
Принцип доступности
Принцип постепенности, последовательности, систематичности
Принцип наглядности
Принцип сознательности
Принцип прочности

2.2.4 Связь с другими образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное развитие - формирование представлений о музыкальной
культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в
различных видах музыкальной деятельности
2. Познавательное развитие - расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
3. Речевое развитие - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое
овладение воспитанниками нормами речи.

4. Художественно - эстетическое развитие - развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления
результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества. использование музыкальных произведений с
целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
5. Физическое развитие - развитие физических качеств музыкально- ритмической деятельности,
использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных
видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

2.2.5.Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при
незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка
лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными
впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный
мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством.
Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных

заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и
заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов
самостоятельных действий. От разнообразия форм организации самостоятельной деятельности
детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.
Вид музыкальной деятельности - Слушание
Задачи формирования деятельности
1. Развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений.
2. Развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать
музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром
чувств и переживаний.
3. Развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора.
4. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умение эстетической оценки
музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказывать о ней, рассуждать.
5. Обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от
воспринятой музыки.
Игровые проблемы и поисковые ситуации, связанные с музыкой.
Беседы и рассказы о музыке. Музыкальная викторина. Досуг «Угадай мелодию». Музыкальные
игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку»,
«Слушаем музыку и читаем», «Слушаем и читаем музыку», Музыкальные метафоры. Игрыфантазирования или воображаемые ситуации. Музыкальные игры – сопереживания.

Исполнительство (пение, музыкально- ритмическая деятельность, игра на детских
музыкальных инструментах)
Пение: 1. Развитие восприятия вокальных произведений, умение музыкального анализа и
эстетической оценки песни.
2. Формирование любимого песенного репертуара.
3. Развитие музыкально-исполнительских умений для осуществления певческой деятельности.
4. Развитие песенного творчества.
Проектная деятельность «Моя любимая песня», или «Песни нашей группы», Музыкальный
конкурс «Голос». «Музыкальная минута славы», «Битва хоров» (дуэтов), сочиняем музыку
(песню) к мультфильму, сказке, истории. Интонационные игры-импровизации и игры на
звукоподражание. Вокально- речевые игры. Музыкальные игры- импровизации (сочини мелодию
по тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению и т.д.)

Музыкально-ритмическая деятельность:
1. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального
произведения.

2. Развитие умений исполнительства характерных танцев.
3. Развитие творческого воображения.
Танцевальные игры – импровизации. Проекта деятельность «Танцуют все!». Музыкальный
конкурс «Большие танцы». Музыкальные прогулки. Музыкальные игры- уподобления. Музей
танца. Клуб по интересам.
Игры на детских музыкальных инструментах:
1. Развитие умение элементарного музицирования.
2. Развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические
композиции.
Проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.
Музыкально- дидактические игры. Игра «создаем художественный образ», Игры «Озвучиваем
стихотворение», «Озвучиваем персонажа». Игра «Литературный сюжет и герои на языке
музыкальных инструментов». Музыкальная сказка игры – инсценировка). Игры-импровизации.
Игры –сотворчество.

2.2.6 Культурно-досуговая деятельность

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного
учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует
повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные
условия для формирования личности каждого ребенка.
Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником
связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных
вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые.
Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Детский
праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее
поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление
эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость,
красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной
ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического
наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в
настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью
формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и
жизненные установки детей дошкольного возраста. Праздники и культурно - досуговая
деятельность в МБДОУ «Детский сад п. Каменский» рассчитаны на детей в возрасте от 3 до
7 лет. Нужно учитывать и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к
"чуду" и социально - педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в
нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен
праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто
в музыкальном зале или камерно в группах

Перечень праздников и развлечений
Вторая младшая группа :
Праздники: « Новый год», «Весна», «Лето», «Осень», «Мамин праздник».
Тематические развлечения: «Ребята, давайте жить дружно», «Что у осени в корзинке,
«Плясать мы мастера, мы танцуем на ура», «Вечер музыкальных загадок», «На опушке
леса» - вечер музыкальных загадок, «Богатырские соревнования», «Вечер музыкальнодидактических игр», «Кто нас крепко любит», «Весеннее солнышко и пальчики», «Птичка
невеличка», «Мы уже совсем большие».

Средняя группа
Праздники: «Праздник Осени в лесу»., «Праздник мамы», «Новогодние приключения»,
«Проводы Зимушки – Зимы », «Бравые солдаты» «8 марта», «Праздник смеха»,
«Праздник Победы», «Выпускной», «Солнечная радуга – день защиты детей»
Тематические развлечения : «День знаний», «Разноцветный урожай », По дорожкам осень
к нам пришла», «Для мамочки любимой , мы песенку поем», «Снежная метелица» - стихи
к танцу снежинок, «Теремок » - сказка; «Аты-баты, шли солдаты», «Моя любимая песня»,
«Берегите природу - или конфетное дерево», «Посиделки у самовара»-масленица»
2.2.7 Работа с родителями по музыкальному воспитанию
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в процессе
развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главной
должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по созданию благоприятных
условий для развития музыкальных способности детей дошкольного возраста. Ориентация на
индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и
предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Очевидно, что именно
помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское
мнение наиболее авторитетно для ребенка и во-вторых, только у родителей есть возможность

ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со
своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
 - выступления на родительских собраниях;
 - индивидуальное консультирование;  -занятия – практикумы (занятия предусматривают
участие воспитателей, логопедов, психологов, совместную работу с детьми).
 -проведение праздников и развлечений.
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. Совместно с
воспитателями организовывать специальные “музыкальные уголки”, информационные стенды,
тематические выставки книг. В “родительском уголке” размещать полезную информацию,
которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются.
В качестве информационного материала размещать статьи специалистов, взятые из разных
журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры, слова песен,
хороводов. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют
возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома. В течение года в
детском саду проводить “День открытых дверей” для родителей. Посещение режимных моментов
и занятия, в том числе и музыкальные.

Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального
развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь
творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и
эмоциональной восприимчивости

2.2.8 Работа с воспитателями по музыкальному воспитанию.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь,
ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое
существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей. Воспитывая
ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития
личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные
часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне.
Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального
воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно –
воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию
музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

3. Организационный раздел Образовательные программы
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. «Синтез искусств в эстетическом воспитании» О. Куревиной

Перечень пособий, Технологий 1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду
Мозаика – Синтез 2016г.
2. Зацепина М.Б. Музыкально воспитание в детском саду Младшая группа Мозаика – синтез
2016г. 3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: ТЦ «Сфера», 2005
4. Зарецкая Н.В. , Роот З.Я. праздники в детском саду: сценарии, песни, танцы-4е изд.-М.:Айриспресс, 2005- 256 с.
5. Рылькова А.Н., Амброцумова В.В. музыкальные утренники в детском саду/серия - мир вашего
ребенка - Ростовн/Д - Феникс,2004,234 с
6. Музыкальные сказки для детского сада Н. Зарецкая
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.: Просвещение, 1981.-240., нот.-(Бка воспитателя дет. Сада).
8. Картушина М.Б.Забавы для малышей, 2006.
9. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников Просвещение 1982г.

10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников Просвещение 1994г.
11.Куприянова Т.М. Музыка для малышей академия развития 2011г.
12. Орлова Т.М. Учите детей петь Просвещение 1986г.
13. Горбина Б.В. Игры, песенки и танцы для детских праздников. Академия развития 2009г.
14.Раевская Е.В. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. Просвещение 199

Характеристика по музыкальному воспитанию в
общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет.

младшей

группе

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают
контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них
начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются
музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В
процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до
конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные
средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном
музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую,
колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные
музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная
отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных
способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при
сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской
музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более
активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на
элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный
аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни
совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них
развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более
ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под
музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным
особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать
изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных

жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые
движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более
выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх,
свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более
устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах,
совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и
формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках,
развлечениях).

Характеристика по музыкальному воспитанию в средней группе общеразвивающей
направленности для детей от 4-5 лет.
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается
музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то
рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают праздничновеселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и
улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на
протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С
удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии,
современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к
восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них
развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные
произведения. Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только
внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию,
используя такие определения, как, например, музыка «веселая», «грустная», «нежная», «смешная»,
«тихая» и др. Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе
особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий.
Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые
проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого
года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и
самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре — си
первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи
улучшается дикция. Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети
уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь
под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной
выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двух- и
трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие
музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания.
Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями,
характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая

образы птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность,
ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены. У детей начинают развиваться
творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в
простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на
готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые
танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные
игровые образы. Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских
музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют
простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение
игре на мелодическом ударном инструменте — металлофоне. Кроме того, дети продолжают
осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах
народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы и др.).

У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они
способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них
постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные
знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена
композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и
инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют
отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика,
темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения.
Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания
музыкальные пьесы. Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство,
чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в
разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более
уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного
аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой
октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей
голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более
сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и
индивидуально. В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более
уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами
ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются
свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах,
музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ. В старшем
дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении
песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций. По-прежнему
сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать
навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники,
металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском
оркестре.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8919-825-23-02

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».