План по использованию здоровьесберегающих технологий (младшая группа)

Пояснительная записка
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы
среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный
их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов,
подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три
подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению
состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с
непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психологопедагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению и заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья
воспитанников.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание
условий для повышения качества образования и в этих целях предполагает
создание в образовательном учреждении условий для сохранения и
укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям
целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и
укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от
программы, по которой работают педагоги, конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности
педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Очень важно, чтобы каждая из здоровьесберегающих технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в
комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических
технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Современные здоровьесберегающие технологии



Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Современные здоровьесберегающие технологии – это:
- Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей
в качестве профилактики при утомлении) нацелены на снятие напряжения
мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с
одной деятельности на другую, восстанавливают работоспособность детей.
- Утренняя гимнастика способствует вовлечению всего организма в
деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение,
содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает
развитию правильной осанки, направлена на поднятие эмоционального и
мышечного тонуса.
-Гимнастика пальчиковая :движение пальцев и кистей рук имеет особое
развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев приводит в
гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в
оптимальном состоянии, развивает мелкую моторику рук, речь, помогает
убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную
усталость.
-Гимнастика для глаз:используется в различных режимных моментах.
Особенно важно ее применение при проведении деятельности, требующей
повышенной концентрации внимания и напряжения зрения. Её можно
проводить ежедневно, в зависимости от зрительной нагрузки.
- Гимнастика дыхательная : оказывает на организм человека комплексное
лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы,
играющие важную роль в кровообращении, способствует восстановлению
нарушенных в ходе болезни регуляций со стороны центральной нервной
системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает
нарушенное носовое дыхание.
- Гимнастика бодрящая (побудка): проводимая после сна гимнастика
тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности,
кровообращение, дыхание, обмен веществ. В комплекс бодрящей
гимнастики включаются упражнения с простейшими тренажерами,
направленные на работу по профилактике плоскостопия (массажные
коврики, ребристая доска).
- Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления
организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети
получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют

формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие
навыков собственного оздоровления.
- Подвижные и спортивные игры имеют большое значение в укреплении
здоровья детей. Движения, входящие в игру, укрепляют организм,
улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и
систем, развивают ловкость, силу, выносливость, координацию движений,
двигательную активность детей .
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно
использовать и другие их виды:











фитотерапию;
Аромотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
гелиотерапию;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий.
Перечисленные современные виды здоровье-сберегающих технологий
применяются сотрудниками нашего детского образовательного учреждения
в ходе работы с детьми комплексно. Но результат был бы еще лучше, если
бы прослеживалась некая взаимосвязь в решении данного вопроса между
ДОУ и нашими родителями. Все, что мы делаем в детском саду должно
находить поддержку в семье.

План работы по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ во второй
младшей группе.

























В нашей группе мы проводим ряд здоровьесберегающих технологий, на
наш взгляд, наиболее эффективных для улучшения показателей
физического развития, эмоционального состояния, а также благоприятной
динамики в состоянии здоровья воспитанников:
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости
детей. Ежедневно, в качестве профилактики утомления. (Включают в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятия.)
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени
подвижности. Проводятся ежедневно.
Релаксация – 3–5 мин., в группе. Используется спокойная классическая
музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Проводится в
понедельник перед НОД (для активизации внимания после выходных) и в
пятницу после НОД (в качестве расслабления в конце учебной недели).
Гимнастика пальчиковая – 2–3 мин., индивидуально либо с подгруппой.
Проводится ежедневно, в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз – по 2–3 мин., после НОД. Ежедневно, с
использованием наглядного материала, показа педагога.
Гимнастика динамическая – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика дыхательная – в хорошо проветренном помещении.
Проводится по 1–2 мин. ежедневно, как элемент динамической гимнастики
после сна, а также в середине недели 2–3 мин., перед сном.
Гимнастика ортопедическая – хождение по массажным дорожкам.
Ежедневно, перед и после сна.
Данные технологии проводятся в комплексе с основными
оздоровительными, физкультурными программами детского сада, а также
взаимодействия с родителями.
Комплексы гимнастик.
СЕНТЯБРЬ
Гимнастика динамическая
1. «Веселые ручки» - и. п. : лежа на спине. Поднимать руки в стороны и
опускать вниз. (4 раза)
2. «Резвые ножки» - и. п. : то же. Поочередно поднимать то одну, то другую
ногу. (4 раза)
3. «Жучки» - и. п. : то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4 – 6
раз)
4. «Кошечки» - и. п. : стоя на средних четвереньках. Двигаться впередназад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и. п. (4 раза)
Гимнастика дыхательная

































1. «Качели»
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области
диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый
произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
2. «Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить
ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так,
чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого
дерева упали.
3. «Самолёты»
По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «рр-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-уу-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».
Работа с родителями
– Беседа «Одежда детей в группе и на улице»
– Беседа «О соблюдении режима дня в детском саду и дома»
ОКТЯБРЬ
Гимнастика динамическая
1.«Улыбнись солнышку» - и. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на
плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться.
Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в
и. п. (3 раза)
2.«Играем с солнышком» - и. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени
обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°.
Вернуться в и. п. (5 раз)
3.«Играем с солнечными лучами» - и. п. — сидя, ноги вместе, и опущены.
Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.
п. (6 раз)
4. «Отдыхаем на солнышке» - и. п. — лежа на спине, ноги согнуты в
коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п.
Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. (По 3 раза в каждую сторону)
Гимнастика дыхательная
1. «Дерево на ветру» - и. п. – сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе; глубоко вдыхаем и выдыхаем). Спина
прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на
пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто
гнется дерево. (5 – 7 раз)
2. Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить
вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». (5 – 7 раз)
3. «В лесу»


































Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе
произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то
влево, то вправо. (5 – 6 раз)
Работа с родителями
– Беседа «Гигиенические требования к детской одежде и обуви»
– Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни у
ребёнка»
НОЯБРЬ
Гимнастика динамическая
1. «Потягивание» и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя
руками вверх, пяточками двух ног вперед;
И. п. – выдох (4 – 6 раз)
2. «Поймай комарика» и. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой
вернуться в и. п. (4 – 6 раз)
3. «Велосипед» и. п. лёжа на спине (10 –12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
4. «Ловкие обезьянки» - и. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По
команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде
«Спинка» повернуться на спину. (5 раз)
Гимнастика дыхательная
1. «Надуй шарик»
«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает
воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит
воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская
руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. (5 – 7 раз)
2. «Надуваем шарик»
Направлено на брюшное дыхание. Всё просто - дети вместе с воспитателем
надувают из животика шарик, вдыхая воздух. Но вдох при этом должен
быть не резким, а спокойным, размеренным, медленным. Затем короткая
пауза - и спокойный размеренный выдох. (6 – 7 раз)
3. «Шарик в груди»
После предыдущего упражнения обычно проще объяснить детям, как
дышать верхним дыханием. Нужно просто объяснить им, что точно так же,
как мы надували только что воздушный шарик в животике, надо сделать и в
груди. Убедитесь, что все дети поняли и освоили это упражнение, с ним у
некоторых возникают трудности. (6 – 7 раз)
Работа с родителями
– Консультация «Закаливание детей в домашних условиях»
– Беседа «Начинаем утро с зарядки»






























ДЕКАБРЬ
Гимнастика динамическая
1. «Медведь в берлоге» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
Перекаты с боку на бок. (5 раз)
2. «Зайчики – побегайчики» - и. п. : то же. Поочередное поднимание ног в
быстром темпе.
3. «Зайчишки – трусишки» - и. п. : то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить
их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад –
«показались». (4 раза)
4. «Любопытные вороны» - и. п. : сидя на коленях. Встать на колени, руки
развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р». (6 раз)
Гимнастика дыхательная
1. «Сердитый ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности
сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от
пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-фф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже
довольный ежик. (3 – 5 раз)
2. «Аист»
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене,
вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите
равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". (6
– 7 раз)
3. «Медвежонок»
Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох
через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует:
«Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся,
перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в
коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос;
переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая». (2 – 3 раза)
Работа с родителями
– Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4
лет»
– Памятка «Зимние игры на свежем воздухе»
ЯНВАРЬ
Гимнастика динамическая
1. «Кукла» - и. п. — лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
































А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем,
Дышим ровно, не спешим,
То же влево повторим.
2. «Заводная машина» - и. п. – лежа на спине. 1 – вращательные движения
руками перед грудью («завелся мотор»). 1-3 – вращательные движения
ногами. 4 – вернуться и. п. (3 раза, темп сначала умеренный, затем быстрый,
в конце медленный)
3. «Колобок» - и. п. – сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1-2 – согнуть ноги
в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3-4 – вернуться в и. п. (5
раз)
4.«Забавная обезьянка». И. п. — лежа на животе. 1 – поворот на спину, 2 –
вернуться в и. п. (5 раз)
Гимнастика дыхательная
1. «Каша кипит» - и. п. – сидя, одна рука лежит на животе, другая - на
груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь
(выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко
произносить звук «ф-ф-ф-ф». (3 – 4 раза)
2. «Снегопад»
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить
ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с
ладони.
3. «Конькобежец»
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен
вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую
ногу, произнося "к-р-р". (5 – 6 раз)
Работа с родителями
– Беседа «Здоровье без лекарства»
– Беседа «Полезные привычки»
ФЕВРАЛЬ
Гимнастика динамическая
1. «Снежинки просыпаются» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
Повороты головы влево вправо. (по 3 раза)
2. «Снежинки-пушинки» - и. п. : то же. Развести руки и ноги в стороны,
вернуться в и. п. (6 раз)
3. «Клубок снежинок» - и. п. : сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить
руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть,
голову вверх. (4 раза)
4. «Снежинки-балеринки» - и. п. : стоя возле кроватки, руки в стороны.
Повороты туловища с вращением кистей.
Гимнастика дыхательная
1. «Паровоз»



































Ходим по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза,
произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и
частоту произношения. (5 – 6 раз)
2. «Сугробы»
По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают
сугробы (перешагивают, перепрыгивают, произнося «туп-туп-туп» дыхание через нос. по команде «вьюга» - приседают и на выдохе
произносят: «С-с-с-с». (2 – 3 мин.)
3. «Насос»
На приседании вдох, выпрямление — выдох, начинать понемножку,
увеличивая силу приседаний.
Работа с родителями
– Консультация «Берегите нервную систему ребенка»
– Мастер-класс «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных
заболеваний»
МАРТ
Гимнастика динамическая
1. «Насос» - и. п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.
выпрямить руки вперед, вернуться в. п. (5 – 6 раз)
2. «Ванька – встанька» - и. п. – лежа, поднятие рук вдоль туловища,
постепенное поднятие туловища, вслед за руками (4 – 6 раз).
3. «Греем ножки» - и. п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к
груди.
(5 – 6 раз)
4. «Три веселых братца»
Гуляли по двору
Три веселых братца
Затеяли игру
Делали головками: ник – ник – ник.
Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.
Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп
Топали ножками: топ – топ, топ.
Гимнастика дыхательная
1. «Пружинка» - и. п. – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища.
Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в
и. п. (вдох). (6 – 8 раз)
2. «Котята»
Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают,
преодолевают различные препятствия, произнося на выдохе «мяу-мяу». (2 –
3 мин.)
3. «Поймай пчёлку»
Дети стоят в кругу, восп"итатель в центре кругу. В руках у воспитателя
прутик (длина около 1 м, на котором привязана «пчёлка». Воспитатель




































поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят
пчёлку с произнесением «ж-ж-ж-ж». (2 – 3 мин.)
Работа с родителями
– Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице»
– Беседа «Оттепель без гриппа»
АПРЕЛЬ
Гимнастика динамическая
1. «Мотаем нитки» - и. п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые
движения руками (3 раза)
2. «Похлопаем коленки»
И. п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед,
хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в и. п. (4 раза)
3. «Велосипед»
Еду, еду
К бабе, к деду (2 раза)
4. «Лягушки»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт – привет!
Гимнастика дыхательная
1. «Пузырь»
Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь, раздувайся тугой, оставайся такой, да не лопайся.
Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь
лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается»
новый пузырь. (4 – 5 раз)
2. «Петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем
хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)
3. «Трубач» и. п. – сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх.
Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». (3 – 5 раз)
Работа с родителями
– Консультация «Как предупредить авитаминоз весной»
– Беседа «Как одеваться весной»
МАЙ
Гимнастика динамическая
1. «Обезьянки рвут бананы» - и. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях
перед грудью.
Поочередное выпрямление рук вперед (3 – 4 раза)






























2. «Бегемотики греют животики» - и. п. - лёжа на спине, руки вытянуты
вдоль туловища (греем животик)
Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И. п. (3 – 4 р)
3. «Жуки» - и. п. – лёжа на спине.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он кто ему поможет
(Активные движения руками и ногами)
4. «Птичка»
На березу птичка села (приседание, руки к коленям)
Головою повертела (поворот головы вправо – влево)
Для Федота песню спела
И обратно улетела (встают, машут руками)
На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)
Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)
Встав с утра в своей кроватке,
Приступает он к зарядке
1.2,3.4,5,
Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот
Наклон назад, наклон вперед.
Гимнастика дыхательная
1. «Подуй на одуванчик» - и. п. – малыш стоит или сидит. Делает глубокий
вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с
одуванчика пух. (5 – 6 раз)
2. «Жуки»
Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый
жук, - посиж-ж-ж-у».
Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко,
громко зажуж-ж-ж-ж-у».
Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением
звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин.)
Работа с родителями
– Инструктаж «Играем на природе»
– Беседа «Помним о режиме на отдыхе летом»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8919-825-23-02

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».